Проектный кейс по учету цен и акций на сетевых клиентов, учет коммерческих затрат и отчетность.
Как оказалось заведение цен на сетевых клиентов совсем не простая задача. Судите сами - сотни магазинов, десятки позиций номенклатур, разные регионы и регулярные акции "на полке".При этом нужно учитывать дополнительные коммерческие затраты на печать макетов, каталог и т.д.
И как-то все это контролировать.
Ценообразование по сегментам партнеров
У сотрудников есть возможность регистрировать прайс-листы для клиентов. Для этого используется типовой механизм создания соглашений с указанием цен номенклатуры.
Из карточки клиента, по которому необходимо зарегистрировать новые цены на номенклатуру, создается новое соглашение с клиентом.
Рис. 1. Соглашения с клиентом
При необходимости можно создать Индивидуальное соглашение с регистрацией специальных цен для Партнера.:
Рис. 2. Соглашения с клиентом
На вкладке Уточнение цен по товарам сотрудник вносит цены номенклатур. Для этого на вкладке Уточнения цен по товарам пользователь нажимает кнопку Добавить. Выбирает из списка необходимую номенклатуру и вносит информацию в следующие колонки: Количество, Вид цены (если вид цены - произвольная, то необходимо заполнить поле Цена):
Рис. 3. Уточнения цен по товарам
Система позволяет заполнить список товаров по отборам:
Рис. 4. Добавление товаров по отбору
На вкладке Скидки(наценки) по этому соглашению, пользователь видит какие акции и скидки относятся к данному соглашению и из период действия. Создание скидок описано ниже.
Рис. 5. Скидки(наценки) по соглашению
Создание акций
Процесс создания акций на товары, а также учет коммерческих затрат по клиенту можно отразить в системе 1С:CRM доработав функционал “Маркетинговые мероприятия”.
Рис. 6. Маркетинговые мероприятия
В нашем случае в организации было 2 процесса:
-
Создание акций (скидок) и их согласование на номенклатурные позиции клиента.
-
Согласование коммерческих затрат с руководством (например производство новой упаковки для товара).
Чтобы разделить эти два процесса были созданы следующие виды мероприятий:
-
акция сети (скидки на определенную сеть);
-
акция (скидки на несколько сетей сразу же);
-
согласование затрат (затраты по клиенту или на внутреннее мероприятие внутри организации).
Рис. 7. Вид мероприятия
Каждая акция имеет свои сроки действия, поэтому были добавлены периоды отгрузки по акции (возможность отгрузки товаров со скидкой для клиентов) и дополнительно даты проведения самой акции:
Рис. 8. Период проведения акции
Наименование заполняется автоматически, складывая вид мероприятия и период действия.
Акция сети подразумевает скидки на определенную сеть магазинов. Поэтому обязательно должны выбрать сеть. После выбора сети автоматически подставляются такие данные как - соглашение и сегмент. Эти данные берутся из карточки партнера (выбранной нами сети).
Рис. 9. Создание маркетингового мероприятия
Добавление товаров, участвующих в акции происходит в закладке “Товары”.
Рис. 10. Товары
Происходит добавление номенклатуры, которая будет участвовать в акции и заполнить информации по цене, скидке, плановым продажам, плановым/фактическим затратам:
При заполнении столбцов данной таблицы Цена со скидкой считается автоматически, если была указана Цена без акции и % скидки. Когда вкладка Товары будет заполнена ее нужно закрыть.
Внутреннее согласование
Так как акцию создает сотрудник отдела маркетинга - ему необходимо получить согласие от руководителя, тогда он запускает внутренний бизнес-процесс согласования маркетингового мероприятия. Выбирается исполнитель этапов согласования и происходит старт бизнес-процесса.
Рис. 11. Внутреннее согласование
У ответственного в разделе Мои дела появится новая задача :
Рис. 12. Мои дела
Также статус задания виден и в маркетинговом мероприятии на закладке “Задачи”
Рис. 13. Задачи маркетингового мероприятия
После согласования акции, автоматически меняется Статус на Утверждено и проставляется галочка Согласование получено.
Всего предусмотрено 4 автоматических статуса:
-
Планируется (когда сотрудник занимается заполнением документа);
-
Утверждено (получено согласование по бизнес-процессу);
-
В работе (подошел срок начала действия акции);
-
Завершено (конец срока действия акции).
Рис. 14. Согласование получено
Только после того как акция согласована активируется кнопка создания скидки. Таким образом в системе невозможно создать скидку без согласования с руководителем.
Рис. 15. Создание скидки
Рис. 16. Создание скидки
Учет коммерческих затрат
Если Вид мероприятия - Согласование затрат, то становятся доступны вкладки Участники и Затраты:
Рис. 17 Вкладки Участники и Затраты
При переходе на вкладку Участники откроется форма, в которой указываются участники
Рис. 18. Участники
При переходе на вкладку Затраты необходимо будет указываются статьи затрат и суммы по ним.
Рис. 19. Затраты
Далее данный документ также требует согласования руководства и запускается бизнес-процесс согласования.
Таким образом в системе есть четкий контроль создания акций и скидок на товары, а также фиксируются коммерческие затраты по клиенту.
Согласование через 1С:Документооборот (ДО)
Согласование через ДО происходит следующим образом: в ERP создается документ (маркетинговое мероприятие). Далее запускается процесс согласования через систему ДО.
Документ автоматически создается в системе ДО, где исполнитель его и согласовывает
Как только исполнитель согласует данный документ - у него поменяется статус
Данный статус передается в ERP, а также при необходимости есть возможность провалиться по гиперссылке “Документооборот” для ознакомления с процессом согласования, который происходил в ДО:
Отчеты Маркетинга
Для учета и анализа эффективности промо акций разработаны отчеты “Подведение итогов промо” и “Учет промо”. Который показывает какие маркетинговые мероприятия были созданы, их период действия, а также благодаря расшифровке - какой был спрос на наши товары по акции, сами продажи.
Рис. 23 Отчеты
Рис. 24 Отчет “Учет промо”
Рис. 25 Расшифровка отчета
Рис. 26 Подведение итогов промо