Как завалить проект CRM
Каждый проект внедрения программного обеспечения является уникальным, связано это не только с тем, что внутренние процессы различных компаний протекают по-разному, но часто и с личностными качествами каждого из участников процесса, а также отношением к проекту.
Подготовили небольшой чек-лист, как максимально эпично провалить процесс внедрения CRM системы на предприятии:
- Назначить ответственным за проект внедрения сотрудника, который не является ни лицом принимающим решения в компании, ни техническим специалистом. Не обязательно искать самого главного активиста борьбы за нововведения, просто наименее занятый сотрудник подойдет. Еще лучше, если у сотрудника не будет представления о том, как на деле проходят процессы в компании и как они должны проходить. Чтобы у сотрудника не возникло даже шанса подготовиться к внедрению и выяснить все наши тайны, ни в коем случае нельзя освобождать его от прямых обязанностей на рабочем месте и вообще как-либо мотивировать на успешное завершение проекта. Внедрять нужно в свободное от основных задач время. И еще, запугивать последствиями в случае провала - можно, поощрять - точно нет.
- К пустой трате времени можно отнести подготовку схем бизнес процессов, они ничем не помогут при подготовке к запуску проекта. Касаемо самих бизнес процессов, также допускается смешивать понятия "как есть" и "как надо". Но лучше вообще говорить только о том "как надо", ведь "как есть" - это неправильно, за это можно штрафовать и тогда у всех всегда всё будет как надо.
- Важно подойти к проекту с холодной головой и экономно относиться к бюджету. К бюджету компании, а не проекта внедрения. Для нашей задачи у проекта не должно быть своего бюджета, ведь если бюджета нет - значит можно сэкономить. Внедрение CRM это долго, дорого, а экономическая выгода наступит не скоро (и вообще, наступит ли?), а каждый сэкономленный рубль, как известно греет душу, причем здесь и сейчас.
- Покупая коробочный продукт жизненно необходимо быть уверенным, что он без проблем прямо из коробки впишется во все процессы компании, ничего не придется доделывать и "допиливать". Бухгалтерия же, вон, как то работает, чем CRM хуже?
- Не стоит готовить сотрудников к тому, что скоро им придется работать с новым ПО, пусть это будет сюрпризом. Проводить обучение тоже не стоит, иначе какой это сюрприз? Если вдруг не начнут сразу использовать - нужно устроить экзамен. И ни в коем случае не соглашайтесь на уговоры провести обучение - пустая трата времени и денег. В бою научатся.
- Вообще, приобретая любое программное обеспечение, нет смысла читать его техническое описание - ничего полезного в нем не будет, как и в пользовательском соглашении. Если вдруг что то не работает так, как мы ожидаем - значит это ошибка ПО. Значит исправлять ее должны по гарантии. Срочно. Нам работать надо, а не разбираться, почему не работает так, как нам надо.
- CRM система не обязана оптимизировать работу менеджеров, но обязана помогать анализировать слабые зоны в работе компании. Поэтому ничего страшного, что сотрудникам придется выполнять больше действий. Расширять штат или перераспределять нагрузки ради внедрения не стоит. Придется платить лишние зарплаты, а мы итак на CRM потратились. Да, можно доработать функционал и автоматизировать большую часть процессов, но это стоит денег.
- Если не дай бог придется работать с подрядчиком, нет смысла детально изучать всю документацию по выполненным работам. Вопросы стоит задавать, только когда выставлен счет за оказанные услуги. Знаем мы этих подрядчиков, им лишь бы деньги получать. Сидят без дела и счета выставляют. Если есть ощущение, что проблема решается за минуту, значит так оно и есть, пусть докажут что это не так, тогда и оплатим их потраченное время.
К сожалению этот перечень не является нашим вымыслом и различные пункты из него иногда встречаются при работе на проектах внедрения CRM. Важно понимать, что не только начало работы с новым софтом, но и запуск любых новых крупных процессов в компании должен быть запланирован, обдуман и структурирован. Без подготовительной работы не обойтись. При отсутствии целей, документации, сроков, квалифицированных ответственных лиц, разделения зон ответственности, этапов планируемых работ и стоимости - любой проект завершится провалом.